Автор Тема: Народные и церковные праздники  (Прочитано 27230 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #105 : 31 Октябрь 2021, 08:23:41 »
В этот отмечается память святого Луки — апостола от семидесяти, сподвижника апостола Павла.



Spoiler for Hiden:
По преданию, он в числе семидесяти учеников Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Спасителя. Впоследствии Лука сопровождал в путешествиях святого Павла. Апостол принял мученическую смерть в городе Фивы.
Лука почитается как автор одного из четырех Евангелий и Деяния святых апостолов. Также он считается первым в истории иконописцем. По легенде, он написал первую икону Пресвятой Богородицы. Его кисти приписывается еще несколько икон Божьей Матери, в том числе Владимирская Богоматерь, Ченстоховская икона Божьей Матери, Сумельская и Киккская иконы.
По понятным причинам, святого в народе почитали как покровителя иконописцев и вообще живописцев. На Луку людям этих профессий оказывали особый почет. Правда, при этом иногда и подшучивали: «Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать»; «Богов не сеют, не орут — их люди малюют»; «На образ взглянешь — свят не станешь».
Кроме того, есть сведения, что Лука владел лекарским искусством. А главным врачевателем и целителем на Руси исстари считалось растение, название которого созвучно с именем святого, — лук. Не зря говорили: «Лук от семи недуг»; «Лук да баня все правят»; «Кто ест лук, тот избавлен от мук». В Луков день устраивали луковые базары, хотя торговля луком не считалась прибыльной. «Луком торговать — луковым мочалом и подпоясываться», — шутили люди. А без лука куда? И хоть рецепт лукового супа считается французским, но без лука и в русской кухне никуда: и суп вкусный не сварить, и картошку не пожарить.
На Луку также было принято молиться святому о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой. К нему обращались за помощью и огородники.
Наблюдали в этот день за приметами: если листья с вишни еще не опали — снег долго не ляжет.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: vdovbnenko, batoni123, Супрун

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #106 : 01 Ноябрь 2021, 08:01:48 »
1 ноября отмечается день памяти святого Садока, епископа Персидского.



Spoiler for Hiden:
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников пострадали в Персии при царе Сапоре II, Святой Садок был преемником священномученика Симеона(память 17 апреля). Однажды он увидел сон, в котором святой Симеон предупреждал его о предстоящей ему мученической смерти. Стоя в великой славе на вершине лестницы, касавшейся небес, святитель Симеон сказал: "Взойди ко мне, Садок, и не бойся — я вчера взошел, а ты взойди сегодня". Вскоре царь Сапор, воздвигший гонение на христиан, повелел взять святого Садока вместе с его клиром и паствой. Всего было схвачено 128 человек, в их числе 9 дев. Они были брошены в темницу, где в продолжение пяти месяцев их жестоко истязали, принуждая отречься от христианской веры и поклониться солнцу и огню. Святые мученики бестрепетно отвечали: "Мы — христиане и поклоняемся Единому Богу". Они были осуждены на усечение мечом.

В католической церкви 1 ноября День всех святых.



Spoiler for Hiden:
Христианский праздник День всех святых имеет глубокие языческие корни. Около двух тысяч лет назад кельтские племена в это время праздновали наступление Нового года, в канун которого отмечался праздник Самайн. Это пограничное время (переход к зиме) считалось временем волшебным и мистическим — сиды приходят в мир людей, а люди тоже имеют возможность «побывать» в потустороннем мире.
Считалось также, что души умерших в этот день возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи у живых. Примерно в это же самое время древние римляне отмечали два праздника — Фералии, посвященные памяти усопших, и дни Помоны, богини древесных плодов.
Такое совпадение дат способствовало сохранению традиции поминовения умерших и после повсеместного распространения христианства. Праздник сросся в народном сознании с праздником церковным. Так появился День всех святых, который до сих пор празднуется католической церковью 1 ноября. All hallow ees — таково было его искаженное староанглийское название, так что «Хэллоуин» — это не более чем «Канун Оллхолуиса».
При этом, языческие представления о сидах в средневековом христианском сознании превратились в представления о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей. Именно поэтому в эпохи Средневековья и Нового времени Хэллоуин облюбовали ведьмы, обязательно устраивавшие в этот день шабаш.
Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 году папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале 11 века этот праздник был перенесен на 1 ноября. В ряде стран он является выходным днем и общегосударственным праздником.

Иванов день, Проводы осени.



Spoiler for Hiden:
В этот день православные отмечают перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского — святого, почитаемого в качестве покровителя болгарского народа. Иоанн родился в конце 9 века в семье благочестивых поселян в селе Скрино. Мальчик рано лишился родителей и в детстве стал работать пастухом. Однажды хозяин стада избил Иоанна за то, что тот потерял корову с теленком. Мальчик обратился с молитвой к Богу, и в ответ явилось чудо: пастух нашел пропажу, а затем перенес теленка через реку, идя по воде как по суше. Хозяин же, увидев это, щедро наградил отрока.
Позже Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей, где научился читать и писать, стал изучать богословские книги. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в лесу, поселившись в сплетенной из хвороста хижине. Однажды на его жилище напали разбойники, и Иоанн был вынужден переселиться в пещеру. Там он прожил 12 лет, творя молитвы и соблюдая пост. В конце концов слава о преподобном распространилась по свету, и к нему начали приходить больные, ища у него исцеления. Спасаясь от внимания людей, Иоанн перешел в другую пещеру, где подвизался семь лет, терпя искушения от бесов.
Но и это место пребывания святого стало известно. Вокруг пещеры Иоанна стали селиться паломники, искавшие уединения, и здесь возник монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем возвели храм и соорудили кельи. Преподобный Иоанн стал игуменом обители, наставляя братию примером праведной жизни. Перед смертью святой избрал преемника, а сам удалился в пещеру, где провел последние пять лет жизни.
Спустя 30 лет после кончины Иоанн явился игумену Рыльского монастыря и велел перенести его мощи в город Средец (ныне — София). Мощи святого были обнаружены нетленными.
На Руси в Иванов (Иоаннов) день провожали осень и встречали зиму. С этого времени начинались настоящие морозы. «Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть», — приговаривали русские люди. Наблюдали также за погодой: если шел снег и было холодно, то и весну следовало ждать позднюю и холодную; если случалась оттепель — следующая весна обещала быть теплой.
Существовало поверье, что на Ивана баламутит конюшенный домовой — треплет гривы кобылам, подымает на дыбы жеребцов. «Путь груден — коню запряженному труден», — говорили люди и давали лошадям отдохнуть. А вот курам было не до веселья — в этот день их было принято резать и готовить из нежного мяса разные яства. Стол украшали — жареная курица, лапша на курином бульоне, курники — особые пироги.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: vdovbnenko, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #107 : 02 Ноябрь 2021, 12:36:46 »
Ежегодно 2 ноября в Беларуси отмечается День памяти. В народе этот день называют Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды), который православные отмечали на третьей неделе после Покрова. Это день поминания предков.



Spoiler for Hiden:
В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении данного праздника, когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции — православную и католическую. А государственный День памяти в Беларуси установлен на 2 ноября.
У белорусов Восеньскiя Дзяды — праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а сегодня приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Хозяин дома зажигал свечку, читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.
Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
На протяжении 20 века традиция поминать своих предков на Дзяды не имела большого распространения. В 1990-е годы Осенние Деды, приуроченные ко 2 ноября, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.
Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября снова объявлен рабочим, Осенние Деды широко отмечаются сельскими и городскими жителями.

Традиционно 2 ноября Католическая церковь отмечает День поминовения всех усопших верных.



Spoiler for Hiden:
В отличие от Дня всех святых, это, прежде всего, поминовение умерших родных и близких. Поэтому его еще называют День всех душ.
Почитание мертвых является неотделимой частью истории человечества уже с самого ее начала. Оно входит органичной составляющей в верования как первобытного, так и современного человека. Проявления его разнообразны. С одной стороны это почитание, вера в охранительную силу духов умерших предков, с другой стороны — боязнь их мести.
Католическая религия считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. День поминовения усопших основан на догмате католицизма о чистилище. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов. Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих и помнящих об усопших.
День поминовения усопших был установлен аббатом Одило Клюнийским в 998 году. Поминать усопших начали уже в раннее средневековье. Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро распространился.
В этот день принято посещать кладбища, где приводят в порядок могилы, украшают их зеленью и цветами, ставят горящие свечи. Часто это сопровождается молитвами и песнопениями. Вечером дома устраивают семейную трапезу. В некоторых странах этот день носит название День Мертвых.

В этот день отмечается память Артемия Антиохийского — христианского святого, жившего в 4 веке.



Spoiler for Hiden:
Согласно преданию, Артемий был военачальником при императоре Константине Великом и его сыне Констанции. За усердную службу правители наградили его должностью наместника Египта. Когда к власти пришел император Юлиан Отсупник и начал гонения на христиан, Артемий выступил с критикой его действий. За это его арестовали и подвергли пыткам.
Несмотря на многочисленные мучения, на которые обрекли его язычники, святой не отрекся от своей веры. В конце концов, Артемия обезглавили. Его тело антиохийская диакониса Ариста перевезла в Константинополь, где святого погребли в храме Иоанна Предтечи. Частица мощей мученика в 1073 году попала в Киево-Печерский монастырь.
На Руси было принято молить святого Артемия об избавлении от случайной смерти. Еще его считали защитником от разного рода болезней – например, от грыжи. Также Артемия почитали своим покровителем военачальники и атаманы.
Существовало поверье, что человека, рожденного в этот день, защищает мать-волчица; его считали близким по духу лесным зверям и птицам. «Волчий корень ему покорен. Волчье лыко — его улыбка», — так говорили о родившемся на Артемия. Знали также, что с этого дня к деревням начинают приближаться волки. По их поведению судили также о будущем. Если волки выли на Артемия — это предвещало морозы. А если вой был особенно громким, как если бы выла целая стая, это сулило голод.
На Артемия также было принято квасить капусту, которая была одной из любимых закусок русского народа.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: vdovbnenko, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #108 : 03 Ноябрь 2021, 08:29:54 »
В этот день почитается память преподобного Илариона Великого.



Spoiler for Hiden:
Иларион Великий изучал науки в Александрии, там же принял христианство. Вернувшись на родину, преподобный удалился к отшельникам близ Газы. Иларион считается основателем нескольких монастырей и первым проповедником монашества в Палестине. В конце своей жизни святой отправился в путешествие, чтобы вновь посетить Египет и поклониться могиле святого Антония Великого. Скончался Иларион на острове Кипр, заранее предсказав свою смерть.
Иларион Псковоезерский, или Гдовский, был учеником преподобного Ефросина Псковского. Он основал Озерский Покровский монастырь на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, и стал его первым настоятелем. Обитель стала важным религиозным центром, и, несмотря на близость Ливонского ордена, православие быстро распространялось среди местных жителей.
На Руси подмечали, что с Иларионова дня начинает заметать пороша. Хотя ночи были уже морозными и снежными, днем солнце еще прогревало землю, и было довольно грязно. По этому поводу люди говорили: «Первая пороша — не путь». Но большой беды в этом не видели, ведь «бездорожье хулить — по белу свету не ходить».
На Илариона примечали: если снег ляжет на сырую землю и не растает — значит, весной рано зацветут подснежники. Если же снег выпадет на мерзлую почву — в следующем году можно ждать хорошего урожая хлеба.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: vdovbnenko, batoni123

Оффлайн vdovbnenko

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #109 : 04 Ноябрь 2021, 08:48:26 »
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: yzek65, oleg_satelit, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #110 : 04 Ноябрь 2021, 17:49:47 »
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.



Spoiler for Hiden:
Долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. Вся страна прославляла один из самых любимых Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.
В 1737 году чтимый образ Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Санкт-Петербург в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой в 1810-х годах был построен собор (Казанский собор).
Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года.
Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Mika, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #111 : 05 Ноябрь 2021, 08:19:31 »
5 ноября почитается память святого апостола Иакова.



Spoiler for Hiden:
По преданию, при земной жизни Христа Иаков не признавал его Спасителем, но обратился в веру после смерти и воскресения Иисуса. Его называют первым епископом Иерусалима. Около 63 года Иаков принял мученическую смерть: иудеи сбросили его с крыльца храма и побили камнями.
На Руси в этот день было принято играть в так называемые пчелиные игры — подражать жужжанию пчел и есть мед. Говорили, что чем больше меда съест хозяин и чем громче будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной, и тем больше меда удастся собрать следующим летом.
На Якова (Иакова) старались закончить заготовку дров на зиму. Считалось, что если успеть сделать это вовремя, то в доме всегда будет тепло. Яков считался также покровителем любой мужской работы, которой нужно было заниматься в этот день. Так, крестьяне делали гужи из сыромятной кожи, проверяли конскую сбрую.
Существовал обычай «закармливать» землю: разламывали вчерашний пирог, оставшийся от праздника Казанской иконы, и раскидывали куски по ниве, подкармливая птиц. Люди верили, что пернатые своим чириканьем могут успокоить землю и упросить ее дать хороший урожай на следующий год.
На Якова справляли последние осенины — проводы осени. Как подмечали люди, в этот день падал второй снег. Если он был обильным и не таял, то зима обещала быть мягкой, а лето — урожайным. «Снега надует — хлеба прибудет», — говорили в народе. Если же выпадал мелкий, твердый снег — «крупа» — то зиму ждали с Матрениного дня.
Были для этого дня и совсем странные приметы. Например, такая: если отрок в этот день будет готовить долги в учебное заведение, то в течение полувека не найдет доброй жены.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: batoni123

Оффлайн batoni123

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #112 : 06 Ноябрь 2021, 09:30:53 »
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Gerakl

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #113 : 06 Ноябрь 2021, 13:40:52 »
8 ноября православная церковь чтит память великомученика Димитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем его памяти совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.



Spoiler for Hiden:
У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского.
Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благословлён на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского по благословению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябя — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре.
После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского.
Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния.
Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали.
В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие.
Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.

Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».



Spoiler for Hiden:
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее, в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке и страдавшей долгое время неизлечимой болезнью.
Однажды, пробудясь рано по утру, она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Божию Матерь. После молитвы болящая услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись: и ты получишь исцеление от своей болезни».
Пришедши в себя, больная узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке в Москве есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Она подняла эту икону к себе в дом и получила исцеление. Это чудесное исцеление совершилось 24 октября, а потому и празднество иконе установлено 24 октября (6 ноября по новому стилю).
В 1711 году великая княжна Наталия Алексеевна, из благоговения к иконе «Всех скорбящих Радость», сделала с нее список, взяла с собой в Петербург и поставила в домашней церкви Воскресения Христова, бывшей при дворце царевны. При этом дворце устроена была богодельня с особым отделением для приема младенцев, которое являлось первое в своем роде, до основания воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.
По иному сказанию, в дворцовую церковь Наталии Алексеевны в царствование императрицы Елизаветы Петровны чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была перенесена из Москвы, потом поставлена в новый храм, по высочайшему повелению воздвигнутый в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В этот храм на поклонение иконе Божией Матери с благоговением стекаются верующие из разных мест, в великом числе: к ней приходили для молитвы почти все особы царского семейства, начиная с императрицы Екатерины II.

В этот день почитается память святого Арефы.



Spoiler for Hiden:
Му­че­ник Аре­фа (Аре­фий) Пет­ро­вич Ерём­кин - ро­дил­ся в 1884 го­ду в се­ле Кра­сив­ка На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (совре­мен­ный Тор­бе­ев­ский рай­он Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия) в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ния он не по­лу­чил, всю жизнь за­ни­ма­ясь кре­стьян­ским тру­дом. Из­вест­но, что у него бы­ла же­на Фек­ла и 5 сы­но­вей.
В 1937 го­ду Аре­фий Пет­ро­вич был аре­сто­ван по по­до­зре­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и об­ви­нен в том, что «под ви­дом ре­ли­ги­оз­ных бе­сед си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дил неле­галь­ные сбо­ри­ща, на ко­то­рых рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о па­де­нии со­вет­ской вла­сти, аги­ти­ро­вал еди­но­лич­ни­ков не всту­пать в кол­хоз». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. 10 ав­гу­ста 1937 го­да Аре­фа Пет­ро­вич Ерем­кин был рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР, вы­не­сен­но­му 5 ав­гу­ста. Му­че­ник Аре­фа был про­слав­лен в ли­ке свя­тых Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да.
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2021, 12:40:43 от yzek65 »
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: vdovbnenko, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #114 : 07 Ноябрь 2021, 12:32:13 »
7 ноября почитается память святых Маркиана и Мартирия.



Spoiler for Hiden:
Святые мученики Маркиан и Мартирий жили в четвертом веке в Константинополе. Маркиан был чтецом в соборе, а Мартирий иподиаконом. Оба они также были секретарями патриарха Павла Исповедника. В то время христианская церковь боролась с арианством. Это еретическое учение отвергало единосущность Бога Отца и Бога Сына. Еретики-ариане изгнали и тайно казнили патриарха Павла, а кафедра его была передана арианцу Македонию. Заговорщики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону. Им предлагали золото, значимые титулы и должности, но все усилия были тщетны.
Тогда Маркиана и Мартирия приговорили к смертной казни. Перед смертью мученики вознесли горячую молитву к Господу и с тихой радостью преклонили головы под мечи. Позднее, когда ересь ариан была побеждена, новый епископ Иоанн Златоуст велел перенести мощи святых Маркиана и Мартирия в специально построенную церковь.

Дедовские плачи.



Spoiler for Hiden:
В этот осенний день вся природа плачет — дождем или снегом. И люди стали плакать вместе с ней — устраивать ритуальные плачи, получившие название дедовских, вспоминать умерших родственников и друзей.
Полагалось обязательно сходить на кладбище, привести в порядок могилы, зажечь церковную свечу. В прежние времена есть и пить (особенно алкоголь) на погосте было не принято, еду на могиле тоже не оставляли — отдавали ее нищим. Придя домой, накрывали обильный стол, стараясь поставить на него те кушанья, которым отдавали предпочтение умершие родственники.
Кроме того, полагалось в этот день оказать помощь сиротам и обездоленным, ведь их жизнь обычно была несладкой. Недаром русские люди говорили: «В сиротстве жить — день-деньской слезы лить». Как и нищие, сироты считались обделенными счастьем и удачей. Поэтому о детях, оставшихся без родителей, обычно заботились всей деревней. Обманывать или обкрадывать сироту считалось страшным грехом.
На дедовские плачи особые приметы существовали для торговцев — им, например, запрещалось есть хлеб. Те же, кто торговал зерном, не должны были в этот день переезжать с места на место — иначе можно было спугнуть удачу.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: vdovbnenko, batkov, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #115 : 08 Ноябрь 2021, 09:19:20 »
День памяти великомученика Димитрия Солунского.



Spoiler for Hiden:
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами.
Димитрий уже достиг совершеннолетия, когда умер его отец. Император Галерий Максимилиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал юношу к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого проконсула, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства.
Приняв назначение, Димитрий вместо того, чтобы устраивать гонения и казни христиан, стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и поклонение идолам.
Когда Максимилиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было предела. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с солунскими христианами.
Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел раздать свое имение нищим, а сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Император вошел в город, и Димитрий перед ним смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимилиан приказал заключить исповедника в темницу.
На рассвете 26 октября (8 ноября по новому стилю) 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.
При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма, на этом месте были обретены нетленные мощи святого мученика.
На Руси почитание святого Димитрия Солунского началось сразу же после Крещения. В его честь строились храмы и монастыри. На иконах он изображается в воинском облачении, с копьем и мечом.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #116 : 09 Ноябрь 2021, 09:57:00 »
9 ноября отмечается день памяти преподобного Нестора Летописца Печерского.



Spoiler for Hiden:
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах 11 века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), увлекшегося иудейским мудрствованием.
Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах 11 века он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году, а также составил житие преподобного Феодосия Печерского.
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволили преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.
Летопись преподобного Нестора сохранила рассказ о первом православном храме в Киеве (945), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (983), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986) и Крещении Руси (988). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.
Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался примерно в 1114 году, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»).
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

9 ноября — канун дня святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии.



Spoiler for Hiden:
Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили.
В этот день было принято давать обеты — обещания выполнить какую-либо работу или сделать какое-либо нужное дело. Например, крестьянки нередко давали обет выткать за одну ночь пелену для иконы Девы Марии. За выполнение обета Параскева, как считалось, могла осуществить заветное желание или послать здоровье близким людям.
Если же в дом приходило несчастье, нужно было дать зарок и выполнить его в полном молчании, а на следующее утро пойти в церковь и помолиться святой Параскеве, попросить ее помощи. В этом случае беда должна была уйти.
По этому поводу говорили так: «Когда достойное в думах своих несешь желание, когда в доме твоем кто-то болен и это горько тебе, то вспомяни древнее поверье, прими зарок, возьми на себя дело и в молчании и средоточии исполни».
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: batkov, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #117 : 10 Ноябрь 2021, 08:37:59 »
День памяти великомученицы Параскевы, нареченной Пятница.



Spoiler for Hiden:
Святая Параскева была дочерью иконийских христиан, которые особо чтили день страданий Господа нашего Иисуса Христа — пятницу. Потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, они назвали ее также Пятницею (Параскевою — по-гречески).
В последствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохранила ее и в своем сердце, приобщившись страстям Христовым своими страданиями.
Оставшись после смерти своих родителей при значительном имении, святая дева раздала свое имущество нищим и убогим. Посвятив девство Господу, она непрестанно прославляла Его между язычниками в Иконии.
В царствование Диоклетиана за дерзновенное исповедание Распятого святую ввергли в темницу, а потом предали на истязания. Преподобную растерзали до костей, но в темнице посетил ее Ангел и исцелил все ее раны. Другое чудо произошло, когда ввели святую в капище идольское; по ее повелению все идолы пали и обратились в прах. Во время очередных мучений пламя огня, которым опаляли тело святой, настолько воспламенилось, что нечестивые мучители были сожжены им. Наконец святая Параскева была усечена мечом.
В честь святой великомученицы Параскевы в 1865 основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы святой около 1780 года. Освобождение крестьян поставило помещиков в необходимость продать земли. Ее купили крестьяне и, вырубивши лес, решили открыть женский монастырь. Через землевладелицу Марию Михайловну Киселеву крестьяне исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая была открыта в 1865 году.

День памяти преподобного Иова, игумена Почаевского.



Spoiler for Hiden:
Преподобный Иов родился в 1550 году в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь и 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по совершеннолетию возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых был причислен с именем Иова.
Преподобный Иов был настоятелем Дубенского монастыря, где много писал в защиту православия. Однако, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на святую гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он вынужден был удалиться в каменную пещеру.
Иов был служителем непрестанной молитвы. Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кротким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.
В обители, которую Преподобный Иов окружил оградой, он ввел общежительный устав и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. А в свободное время Преподобный Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.
В 1620 году он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».
Скончался Преподобный Иов 28 октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии Преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
В 1675 году татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В 1721 году Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако, через 20 лет чудеса Преподобного заставили их допустить к ним верующих.
В 1831 году униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи Преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

День богини Макоши.



Spoiler for Hiden:
Макошь (Мокошь) — богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.
У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели — пятница — связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40—30 тысяч лет назад.
Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища.
Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши — пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.
В этот день женщинам категорически запрещалось прясть, ткать, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты - наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. После этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: Gorrec, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #118 : 12 Ноябрь 2021, 09:03:31 »
12 ноября отмечается день памяти святого Зиновия, епископа Егейского.



Spoiler for Hiden:
Зиновий, епископ Эгейский (Эгийский) и его сестра, Зиновия претерпели мученическую смерть за веру в Христа в 285 году. Они родились в городе Эги в малоазийской провинции Киликия. Достигнув совершеннолетия, брат и сестра отказались от богатого наследства в пользу нуждающихся, и ради службы в Церкви. Зиновий был избран епископом Киликийской христианской общины. И он, и его сестра посвятили жизнь распространению христианства среди язычников. Епископу Зиновию свыше был дан дар исцеления больных.
В период правления императора Диоклетиана начались гонения на верующих, и епископ Зиновий был одним из первых, кого доставили на суд к правителю Киликии Лисию. Зиновию было приказано отречься от веры во Христа, но он этого не сделал, за что был распят на кресте, а после подвержен жестоким пыткам на раскаленной печи и в кипящем котле. После этого ему отрубили голову. Та же участь постигла и его сестру, Зиновию. Священномучеников тайно похоронил священник Гермоген.

Синичкин день.



Spoiler for Hiden:
На Руси, этот день называли Синичкиным праздником, поскольку именно к Зиновию прилетали все птицы-зимники, в том числе синицы, снегири, свиристели. Дети под руководством взрослых начинали мастерить и развешивать кормушки. При этом говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
По поведению синиц судили о погоде: если они целыми стайками появлялись у дома — это предвещало скорые холода. Также знали: если синица свистит — это к ясному дню, если пищит — к ночному морозу.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: batkov, batoni123

Оффлайн yzek65

Re: Народные и церковные праздники
« Ответ #119 : 13 Ноябрь 2021, 08:46:29 »
В этот день отмечается память преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских.



Spoiler for Hiden:
Согласно преданию, двое святых, живших в 12 веке в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, в течение 30 лет исполняли свое послушание — пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в монастырь при игумене Пимене уже немолодым человеком. Подвижник сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов. Святой Никодим трудился рядом с преподобным Спиридоном и вел такую же строгую жизнь.
Легенда повествует о чуде, совершенном святыми: однажды печь загорелась, но они смогли потушить огонь, оставшись невредимыми. Наверное, поэтому в народе Никодима и Спиридона почитали как хранителей дома от пожара. Также святые оберегали семьи от других несчастий.
На Руси в этот день полагалось переводить кур в зимние закуты, а также отмечать старых и слабых, выбирать птицу на убой. Готовили разные блюда из курятины: запеченную или фаршированную курицу, котлеты из куриного фарша, курники — пироги с начинкой из куриного мяса.
В некоторых районах на Никодима и Спиридона отмечали свой праздник рыболовы. В этот день вспоминали пословицы и поговорки, связанные с водным промыслом: «Не накормит земля — накормит вода»; «Вода — не нива, не пашешь, не сеешь, а сыт бываешь». Впрочем, занятие это бывало и опасным, особенно на северных морях. Это нашло отражение и в крылатых выражениях: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»; «Рыбу ловить — при смерти ходить»; «Ловцы рыбные — люди гиблые».
Охотники также пользовались на Никодима и Спиридона особым почетом. В это время они выходили на первую заячью охоту по свежему снегу. У охотников тоже были свои поговорки: «На ловца и зверь бежит»; «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» (или другой вариант этой же присказки — «Двух зайцев гонять — ни одного не поймать»); «Не дорог конь — дорог заяц». Зайчатина считалась лакомством, и если удавалось изловить зверя, семью охотника в этот день ждал вкусный ужин.
 
Пользователи, которые поблагодарили этот пост: batoni123